История с 7-летним мальчиком из Абая — это апогей наивысшего развития (в смысле падения) системы образования в Казахстане. Дети насилуют детей, что дальше?

0
185
Несколько дней подряд Фейсбук лихорадит новостями о маленьком мальчике, которого на протяжении полугода насиловали мальчишки взрослее. Не один раз, а много, не один мальчик, а группа, и не девочку даже — а мальчика, что наводит странные сомнения на их будущую ориентацию… Длительное групповое изнасилование малыша… Первые часы я просто не могла эту шокирующую новость дочитать до конца — настолько омерзительно и до слез жалко было малыша.
Лицемерие, эгоизм, жажда власти и абсолютное равнодушие к судьбе ребенка… Всё, что я увидела за эти пару дней. Много лет я пишу статьи о философии образования, даже защитила в России кандидатскую диссертацию по этой теме. Но после таких новостей, руки опускаются — к чему философствовать об образовании, когда его НЕТ?
Уже давно нет у нас никакого образования. Мы лишь симулируем процесс обучения, делаем вид, что учимся или учим, продаем «образование» в кавычках. Вы, конечно, можете не согласиться, приведя примеры десятков высокообразованных молодых людей. Не стану спорить. Таланты и гении есть везде, они рождались во все времена и в нашем нищем духом обществе наверняка они имеются. Но поверьте, на эти десятки найдутся сотни моральных уродов (таких, как те мальчишки с села Абай) и ещё тысячи никчемной серой массы, не обладающей ни практическими знаниями, ни уж тем более нравственными и ценностными императивами. Я не собираюсь критиковать только казахстанское образование, не подумайте. Эта проблема настолько масштабна, что мы привыкли называть её Глобальным кризисом образования. В этом году в Пекине пройдет мировой философский конгресс, где главной темой будет «Учиться быть человеком». Вот так, друзья, мы пришли к тому, что в 21 веке — в самом богатом и самом технологически развитом веке за всю нашу историю мы вновь начинаем учиться быть людьми.
27 лет независимости будем праздновать в этом году. Все 27 лет — мы проводим реформы в сфере образования. Не было ни одного года, чтобы система не менялась. Более 9 триллионов тенге ушло на реформы… ушли эти средства в трубу! Дипломы стали просто бумажкой. Одна из моих племянниц, закончившая вуз в прошлом году, до сих пор не забрала свой диплом. Времени жалко ехать из другого города ради него, и зачем мне он? Всё равно по специальности работать не буду, у меня свой бизнес, аргументирует она. Сначала удивилась я -как? Ты ведь 4 года ради него училась! А потом подумала — а может она права? я ведь тоже училась, и не 4, а почти 10 лет. И где мои дипломы? Лежат в чемодане, 10 лет работаю на телевидении и никто за это время мои дипломы даже не спросил…
Мы симулируем процесс образования, когда впихиваем в головы наших учеников не знания, а информацию. Чем отличаются знания от информации? Знания — это личностно-усвоенная информация. Стремимся ли мы дать знания, чтобы ребята их усвоили и могли применять? нет! мы стремимся затолкать в них как можно больше информации, чтобы к тестам лучше готовились и больше фактов всяких и чисел знали. А зачем нам их усвояемость? Нам рейтинги и баллы нужны. Давайте признаемся в этом честно. Когда-то я тоже сдавала ЕНТ (тогда оно только вводилось, 2002 год). Набрала достаточно высокий балл. По двум историям — всемирной и истории Казахстана — допустила всего одну ошибку. Но вот кичиться своей образованностью не хочу. Я просто выучила все имевшиеся на тот момент тестовые задания — 2 тысячи тестов по истории Казахстана и столько же по всемирной. Вот и все. Процент попаданий — 28 вопросов из 30. Я отлично натренировала память, но вот найти причинно-следственные связи и ответить на вопрос — почему? затруднялась… например, даже сейчас помню эту цифру — 476 год — год падения Римской империи и завершения истории Древнего мира. Но почему с Римской историей пал весь древний мир?, я тогда объяснить не могла…
Информация заменила нам весь процесс обучения, а Интернет — учителей и библиотеки. Рефераты и курсовые скачиваются, также как скачиваются лекции и презентации занятий… Грешат не только ученики, но и их наставники. Сессии разводятся, олимпиады помогаются заинтересованными педагогами и третьими лицами, тесты с каждым годом усложняются и все больше заменяют экзамены, впрочем пользы от этого никакой — гуггл и википедия вовремя приходят на помощь. И самое интересное — плата за подобное обучение с каждым годом растет! Похоже, что мы платим не за само обучение, а за игру в обучение, за молчаливое согласие всего общества торговать дипломами. Спасибо, что мы хоть импровизируем эту игру, а в ведь в сфере воспитания — мы уже и импровизировать перестали. Семьи и школы молча передали эту важнейшую функцию средствам массовой коммуникации — то бишь социальным сетям, интернету, медиа, рекламе, моде… семьям некогда заниматься воспитанием — им нужно деньги зарабатывать, в том числе на то же никчемное образование… школам тоже некогда заниматься воспитанием — им нужно к тестам усиленно готовиться и к очередной проверке, и хорошо бы рейтинги повысить, КПИ. А потом удивляемся, когда видим в новостях, как дети насилуют детей, или как бывшие болашакоцы — примеры для всех нас, остальных — обворовывают государство и попадают в тюрьму.
Я не боюсь сказать, что современное поколение безнраственно. В своем подавляющем большинстве. Телевидение и соцсети сделали нас совершенно равнодушными к бедам чужих людей. Мы видим столько насилия и агрессии каждый день, что уже будто появился иммунитет. К сожалению, это проблема всего мира. Мы всё ещё стремимся у кого-то что-нибудь да скопировать. Привносим чужой опыт, называем его трансфертом. Да вот только в сфере образования не у кого уже копировать-то. Один из ведущих американских философов в сфере образования Марта Нуссбаум недавно призналась — мы готовим идеальных роботов, но не людей. Стоит задуматься.
К чему я все это пишу. Просто должна уже настать точка дна. По моему мнению, дна мы вот-вот уже достигнем. Уже пора нам понять, что если мы не предпримем усилия, то такие истории, как с этим мальчиком из единоразовых, шокирующих превратятся в нашу повседневность.
И начинать нужно не с учителей. Начинать нужно с родителей. Воспитание начинается дома. Когда мы все — родители — выключим телевизор с очередным сериалом или скандальным ток-шоу, перестанем часами висеть в ватсапе, отправляя всем, кому не попадя, треш и спам, перестанем сплетничать и промывать друг другу кости… а вместо этого позовем ребенка и начнем просто с ним разговаривать. Может тогда наши дети станут более нравственными? Может тогда они будут знать цену семье, дружбе, учебе, знаниям? А может сначала нам самим нужно научиться этим ценностям???

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here