Общество

Конфликт поколений: диалог во взаимоотношениях «отцов и детей»

Проблема выбора личностных ценностей и смыслов жизни молодежи тесно взаимосвязана с выработкой общей концепции в решении межгенерационного конфликта между родителями и детьми. В настоящее время в связи с модернизацией политической системы, внедрением нанотехнологий в науку, инновацией экономики, сакрализацией культуры и истории в Казахстане личностные ориентиры кардинально меняются. Следовательно, актуальность проблемной ситуации во взаимоотношениях и преемственность поколений всегда будет являться одной из главных проблем нашего социума.

В связи с преобразованиями общества самосознание молодого поколения настолько повысилось, что такие понятия, как «знание», «опыт» предыдущих поколений стали исчезающим видом. Современная молодежь Казахстана, почти не знает не только свое родословное древо, но даже своих прадедушек и прабабушек. Безразличие к родовым корням, конфликт между системами ценностей поколений привел к напряженной атмосфере во взаимоотношениях «отцов и детей».

Обычаи казахского народа также сопряжены с традицией помнить и почитать свой древний род до 7 колена. Мудрые пословицы повествуют: «Жеті атасын білмеген жетесіз» («Кто не знает своих предков, тот является неучем»), предков «Жеті атасын білген ұл – жеті жұрттың қамын жер» («Кто знает имена своих предков, тот уважает свой народ»).

Будучи нерешенным до настоящего времени, конфликт поколений зачислен в разряд вечных, что, впрочем, не снижает актуальности и остроты его нерешенной проблематики сегодня и сейчас. Вот почему авторы статьи полагают, что межгенерационные исследования отношений в современном обществе особенно актуальны.

Возникает закономерный и вполне логичный вопрос – почему так сложилось, почему не могут или не хотят «договориться» разные поколения?

И вот здесь некоторая часть ученых-исследователей, занимающихся данной проблемой, и сами представители молодого поколения «виновниками» этого конфликта считают старшее поколение «отцов», которые объявляют себя такими опытными, умными и умеющими правильно жить, объявляя свои знания и навыки основополагающими и незыблемыми. Но вряд ли их опыт пригодится «компьютерному поколению», которые считают себя более интеллектуально развитыми, «крутыми», чем их «предки». Они черпают знания из интернета, там же «чатятся» с друзьями или девушками и расстаются, ни разу не встретившись. Поведение подрастающего поколения не всегда понятно, провоцирует на раздражение и чувство беспокойства за них. Они в общении используют малопонятный и безграмотный сленг, играют в ужасные игры, не хотят учиться и работать, днями и ночами просиживают в интернете.

Выражение «Internet Addiction Disorder» (интернет-зависимость) появилось благодаря американскому врачу-психиатру Айвен Голдбергу, который обратил внимание на данный феномен при изучении норм поведения некоторых молодых людей. Более детально обратил внимание на данную проблему доктор Кимберли С. Янг, практикующий психолог. Он позаимствовал данный термин, когда к нему стали обращаться сотни больных, пострадавших от медиазависимости подобно алкоголикам и наркоманам. Профессор изучил возникший феномен, основал Центр помощи людям, страдающим интернет-зависимостью (Center for On-Line Addiction) и написал ряд книг «Caught in the Net», «Tangled in the Web: Understanding Cybersex from Fantasy to Addiction», «Breaking Free of the Web: Catholics and Internet Addiction».

Еще один феномен был выявлен при исследовании деятельности молодых блогеров – это установка на гедонизм и иллюзорную свободу выбора. Что значит быть счастливым, получать удовольствие от жизни? Быть счастливыми – это не учиться, а вести тренинги личностного роста; не сидеть тупо в офисе, а весело щебетать в интернете и этим зарабатывать; выкладывать эротические фото, добиваясь моментального успеха. Однако свобода и независимость состоят не в необузданности желаний и беззастенчивости в поведении, а в способности не делать того, чего хочется, например, не употреблять алкоголь, перестать непристойно выражаться, умерить половые желания.

Поэтому, не случайно желание «попробовать все плохое», недовольства со стороны молодого поколения выливаются в проявления девиантного и делинквентного поведения. Отличительными чертами асоциального характера данной реалии являются смещение жизненных ценностных ориентиров. Способность молодежи совершить противоправные действия становится опасной для общества.

Таким образом, напрашивается вывод, что каждое поколение характеризуется собственной системой ценностей, взглядов и мировоззрения, которые они готовы отстаивать. Однако в условиях возросшего темпа общественного развития жизненные принципы старшего поколения в подавляющем большинстве утратили смысл и практическое значение, и в силу этого не могут быть унаследованы «детьми», поскольку не пригодны для них в новых и постоянно меняющихся социокультурных условиях. Конфликт поколений представлен в Таблице 1:

 

Таблица 1 – Конфликт поколений

 

старшее поколение молодое поколение
взаимное уважение дерзость и агрессивность
коллективизм индивидуализм
пассивность, консерватизм активность, новаторство

 

Как видно из представленных данных, конфликт поколений обусловлен не разницей в возрасте, а различием ценностей. Конфликт поколений так и определяется в конфликтологии как столкновение интересов, взглядов, потребностей и ценностей представителей разных возрастных категорий населения. Но что еще более интересно – выяснение отношений и одной и с другой стороны обусловлено стремлением улучшить окружающий мир и общество в частности.

Старшее поколение желает оставить все, как было раньше, спасая детей и внуков от пагубного влияния прогресса, а молодежь отметает все устаревшее и стремится сформировать свою собственную ценность.

Как решить этот спор?

Часть ученых-исследователей считает, что поколения должна объединять не столько близкая дата рождения (в демографии это называется «возрастная когорта»), сколько «дух поколения» – особое восприятие, ценностное мировоззрение, определяющие установки и поведение людей. У каждого поколения должно быть свое центральное событие (события), согласно которому оно маркируется окружающими.

В последнее время в сфере руководящего состава компаний говорится о теории поколений, и это определение стало достаточно часто использоваться для подбора персонала при найме на работу, особенно в небольших компаниях, где внедрены люди разных возрастов. Что же это такое теория поколений?

Авторами этой теории в 1991 году стали американские ученые Уильям Штраус и Нил Хау. Согласно их выводам, теория поколений показывает, что на мировоззрение человека влияет промежуток времени, в который он родился, а ценности человека формируются под влиянием различных событий и воспитания в семье. На основании своих исследований, ученые сделали вывод: ввиду того, что события и воспитание людей в отдельном историческом периоде схожи, то и ценности, которые формируются у большинства людей, будут в среднем одинаковыми.

Отразим данную теорию на примере так называемого поколения «беби-бумеров» (1943-1963 г.р.) Годы формирования личностных качеств были насыщены такими событиями: «оттепель», космонавтика, бесплатные обучение и медицина, повышенная рождаемость. Поэтому в характере этих людей преобладают такие качества, как жизнелюбие, коллективизм, стремление быть передовыми в своей профессии. Яркие представители этого поколения – Президент РК Касым-Жомарт Токаев, летчик-космонавт Тохтар Аубакиров, певец Батырхан Шукенов. В настоящее время на трудовом рынке постсоветского пространства активны три поколения – «беби-бумеры», «поколение Х» (1963-1986 г.р. – достаточно самостоятельны, самодостаточны и прагматичны [8]) и «поколение Y» (1986-2003 г.р. – вовлечены в цифровые технологии [9]). Руководителям трудового коллектива нужно учитывать особенности характера каждого индивида, интересы и соотносить их с возложенными трудовыми обязанностями. В данном случае задача, поставленная руководителем предприятия, поможет представителям различных поколений лучше понимать и взаимодействовать друг с другом, что, в свою очередь, положительно скажется на организации работы компании в целом.

Данный феномен влияет как на семьи, так и на социум в целом. Основная граница, разделяющая поколения, проходит не на возрастном уровне, а заключена в различиях в вопросе социального идеала и носит социокультурный характер.

Также с конфликтом «отцов и детей» связано и такое широко распространенное негативное явление, как эйджизм (дискриминация по возрасту) [10] – предвзятое отношение людей старшего возраста к молодежи и наоборот, стремление молодежи вытеснить стариков с их рабочих мест, снисходительное, неуважительное и пренебрежительное отношение к ним.

Следовательно, тема межгенерационных взаимоотношений в современном обществе обусловлена различными причинами, в том числе политическими и социально-экономическими противоречиями.

Как и всякий конфликт, конфликт поколений нуждается в урегулировании. Для этого необходимо заняться их воспитанием. Воспитанность – культура поведения, умение себя держать в обществе, тактичность, вежливость, интеллигентность, учтивость и доброжелательность по отношению к другим людям, в особенности к пожилым. Важной задачей общества должно стать повышение престижа поколения «умудренное сединами».

Не следует забывать и о «круговороте» событий. Законы физиологии таковы, что прошедший определенный инициационный обряд молодой человек обязательно повзрослеет, не минуя «традиций» нашего общества: семья, работа, быт, досуг и прочее. Включение во взрослую жизнь ставит задачи построения карьеры и семейной жизни, которая и обусловливает приобщение молодых людей к культуре мира старших. Конфликт поколений может быть разрешен и по другим причинам:

— во-первых, в связи с возросшим уровнем информированности, свободным доступом к сети интернет, родители сами осознают, что уровень интеллектуальных ресурсов молодого поколения существенно возрос, и зачастую старшее поколение начинает понимать, что у детей тоже можно многому научиться;

— во вторых, в условиях снижения экономического роста в стране растет интеграция «детей» с представителями старшего поколения. Как никогда важными становятся их заботливость, душевность, верность и бескорыстие. Родители оказывают помощь в воспитании внуков, позволяя молодежи осуществлять трудовую деятельность.

Философски осмысливая значение межпоколенческого конфликта, места и роли именно старшего поколения в нём на ценностном уровне, авторы настоящего исследования делают вывод, что конфликт является необходимым элементом общественного бытия и обязательно выступает определенным фактором двигателя прогресса. Молодежь производит «взрыв», старшие его локализуют. Так рождается истина, баланс, «движение» вперед.

Для обеспечения политической лояльности молодежи и преемственности ценностно-мировоззренческих приоритетов необходимо развивать и укреплять институт наставничества. Определенные действия на этом направлении власть проводит. В частности, по линии околовластных структур. Однако данных усилий явно недостаточно для того, чтобы переломить неблагоприятный тренд поколенческих «разрывов». Поэтому имеет смысл не только продвигать проект наставничества «сверху», но также поддерживать подобные инициативы «снизу». Также стоит популяризировать этот институт в школах и вузах, снижая тем самым уровень недопонимания и обособленности «отцов» и «детей».

Для осуществления межгенерационного диалога целесообразно задействовать СМИ, привлечь представителей культуры, религиозных организаций, педагогов, родителей. В беседе с молодежью необходимо раскрывать опыт старших, их интеллектуальные и профессиональные знания. При этом контакт с молодежью должен строиться на принципах взаимного уважения и доверия.

По мнению профессора Виктора Александровича Светлова, социальная система и человеческий вид в целом выживают и сохраняются в социокультурном смысле только тогда, когда между традициями и новаторством сохраняется гармония, они должны поддерживать и дополнять друг друга.

Таким образом, делая вывод по данному исследованию, авторы констатируют факт: да, так называемый «разрыв» поколений имеет место быть, но он разрешаем.

Невозможно не привести одну цитату: «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей».

Разве эти слова не о нашей молодежи? Любой согласится. Это удивительно, но слова принадлежат Сократу, жившему в V в. до н.э. Поколения сменяют друг-друга, а человечество продолжает осуждать «ужасную» молодежь. Вспомним и у наших дедов были рокеры, панки, хиппи, наркоманы, отморозки. Но их поколение породило и Героев Великой Отечественной войны, Ударников великих строек, покорителей Целины и Космоса, Нобелевских лауреатов. Авторы статьи считают, что молодые люди бывают разные, но в большинстве своем – не так уж и плохи. Вот как оценивает их Президент нашей страны Касым-Жомарт Токаев: «Наша молодежь – трудолюбивая, целеустремленная, креативная. Поэтому будущее Казахстана в надежных руках». Поэтому главное решение конфликта поколений и установление гармоничных отношений базируется на уважении к старикам и любви к детям.

 

Синяков Олег Витальевич

Религиовед Центра изучения религий города Астаны

Басқа жаңалықтар

Back to top button