(Русский) Малые АЭС в энергетике Казахстана: перспективное направление или утопия?
В последние годы все больше стран стремятся обзавестись собственными АЭС, видя в них бесперебойный источник недорогой и экологически чистой энергии. Международное энергетическое агентство сообщило, что в 2023 году глобальные инвестиции в строительство атомных электростанций вырастут на 18%, до 63 млрд долл. США, что в два раза больше показателей 2015 г. (29 млрд долл. США). При этом всё более быстрыми темпами сегодня развивается такое направление атомной энергетики, как малые АЭС.
В основе малой АЭС – малый модульный реактор (ММР), который представляет собой ядерный реактор мощностью до 300 МВт на энергоблок, что составляет примерно одну треть от генерирующей мощности традиционных ядерных энергетических реакторов. ММР в несколько раз меньше традиционных ядерных энергетических реакторов, что позволяет собирать системы и компоненты на заводе и перевозить их единым блоком на место установки.
В последние годы США вкладывают в разработку ММР немалые средства, однако действующая АЭС такого типа пока есть только у России. Это – плавучий энергетический блок «Академик Ломоносов». Также недавно «Росатом» анонсировал строительство первой наземной мини-АЭС на Чукотке к 2030 году.
Принимая во внимание тот факт, что в скором времени атомная энергетика будет занимать львиную долю в объёме производства электроэнергии Казахстана, мы должны обеспокоиться вопросом насыщения электричеством районов со сложными географическими и климатическими условиями. Интересно, что недавно о планах обзавестись малой АЭС объявил Кыргызстан. Для этого правительство Кыргызстана уже заключило соглашение с «Росатомом». Для нашего южного соседа малые АЭС особенно актуальны, поскольку из-за горного рельефа проведение линий электропередачи во многие районы требует огромных затрат.
В Казахстане атомные реакторы малой мощности могли бы бесперебойно снабжать экологически чистой электроэнергией нефтяные и газовые платформы на Каспии, а также труднодоступные населенные пункты, где по техническим или экономическим соображениям невозможно наладить производство электроэнергии другими способами.
Сейчас экспертное сообщество всерьез обеспокоено назревающим дефицитом электроэнергии в стране. Так, по итогам трех месяцев 2023 года производство электроэнергии в Казахстане составило 31 млрд кВт-ч, а потребление уже достигло 30,9 млрд кВт-ч и продолжает расти. Ситуация в электрогенерирующей отрасли сейчас такова, что, когда южным регионам не хватает электроэнергии, им на помощь приходят северные регионы. Но когда и этих компенсирующих поставок становится мало, мы вынуждены импортировать электроэнергию из Российской Федерации.
Неоспоримым преимуществом мини-АЭС является то, что сборные блоки малых модульных реакторов могут быть изготовлены, отправлены и затем установлены на месте, что позволит в кратчайшие сроки насытить электроэнергией южные области страны. Кроме того, малые модульные реакторы обеспечивают значительную экономию средств и времени на строительство, а также могут развертываться поэтапно, чтобы удовлетворить растущий спрос на электроэнергию.
Наша страна является мировым лидером по запасам урана и объёмам его обогащения, однако многие годы это стратегически важное сырье не было востребовано на внутреннем рынке и шло лишь на экспорт. Можно предположить, что строительство и ввод в эксплуатацию мини-АЭС мог бы создать отличную возможность для эффективного использования природных ресурсов на пользу промышленности Казахстана, для развития которой требуется все больше энергетических мощностей.
Асель Мырзабек, специально для Basnews